Как в России реализуется право на ремонт
Выражение "right to repair" или "право на ремонт" появилось в российском информационном поле не так давно. Оно предполагает возможность предприятия потратить материальные средства не на приобретение нового оборудования, а на его ремонт. Касается это обычно высокотехнологичной, дорогой по стоимости техники — например, промышленных компьютеров или станков с электронным управлением. Очевидно, что производители электроники выступают против, и потребителю приходится прилагать усилия для решения этого вопроса. Но для предприятий такое решение целесообразно и выгодно, так как приносит большую экономию. Лицензия на компонентный ремонт имеется у специализированных компаний.
Что скрывается за термином "право на ремонт"
Это выражение пока не вошло в активный словарный запас российских граждан, но для жителей США и западных стран оно уже стало привычным. Там даже создали ассоциацию, которая занимается законодательным признанием права покупателя на ремонт сложной техники не только в авторизованных центрах, рекомендуемых производителем, но и в других компаниях или самостоятельно.
Right to repair предполагает, кроме непосредственных ремонтных работ, производимых независимыми организациями, полное вовлечение производителя в процесс — то есть и обеспечение сервисных предприятий технической документацией, и гарантированную поставку запчастей, если это потребуется. Невозможность ремонта, напротив, выглядит как ограничение прав покупателя на имущество, которое он полностью оплатил.
Как работает закон, рассмотрим на показательном примере. Предположим, что вышел из строя электронный блок. Это произошло по одной из следующих причин:
- Отказал один из многочисленных компонентов
- Произошел сбой в программном обеспечении
- Нарушились контакты между отдельными компонентами
Но пользователь не может самостоятельно заставить блок функционировать, так как не в силах самостоятельно идентифицировать поломку. В результате он вынужден обращаться к производителю за новой продукцией, хотя можно было всего лишь заменить один компонент, наладить связи между комплектующими или переустановить ПО.
Получается, что покупатель из-за малейшей поломки полностью лишается дорогостоящего оборудования, которое из-за выхода одного компонента теряет 99% своей стоимости. Ремонт блока приводит к противоречию между интересами пользователя и производителя. Первый не может сэкономить на ремонте и вынужден покупать новое оборудование, а второй заинтересован продать как можно больше дорогостоящей техники. В России ситуация с электроникой осложнена введением санкций, которые предусматривают запрет на ввоз в страну новой продукции и на передачу технических знаний.
Американское право на ремонт допускает применение оборудования и его регулярный ремонт в постгарантийный период. Это положительно сказывается и на сервисном бизнесе, в котором в США задействовано более 3 млн человек.
Правовая обстановка в России
В отечественной действительности все выглядит немного иначе: нет масштабных общественных движений или мощных лоббистов, поддерживающих неоднозначный проект. Право на ремонт выглядит немного искаженно, но оно есть. Процесс происходит таким образом: если из строя вышло сложно оборудование, западный производитель предлагает заменить не отдельные компоненты, а платы целиком. В результате постгарантийный ремонт обходится дороже, чем покупка новой техники. А лет через 10 электронные платы устаревают, в связи с чем приходится менять уже не отдельные блоки, а целые производственные линии.
Российский потребитель не получает ни схем, ни программного обеспечения. Он вынужден покупать новое дорогостоящее оборудование, тогда как в западных странах пользователь вправе потребовать документации ПО при возникновении малейшей потребности в ремонте.
Так можно ли получить право на ремонт в России? Выход один — компонентный ремонт. Он предполагает самостоятельное определение неисправности и замену вышедших из строя элементов. Это решение требует высокого уровня компетенции и наличия специальной ремонтной аппаратуры. Если ремонтные работы ведутся в крупных масштабах, со временем можно наработать соответствующие навыки и получить необходимую квалификацию.
Что вы сделаете, если у дорогого автомобиля с 7-летним стажем, вверенного вам, вышла из строя коробка передач? Очевидно, что установить новую запчасть дорого, а купить новый автомобиль — еще дороже. Разумным шагом будет обратиться в авторизованный сервис, чтобы отремонтировать ее. Это и есть право на ремонт.