Почему российские предприятия покупают оборудование, а не ремонтируют
Представьте на секунду, что ваше авто, сошедшее с конвейера всего пять лет назад, однажды утром не завелось. И на СТО после небольшой диагностики вам с честными глазами сообщают, что ремонтировать тут нечего — нужно просто купить новую машину, ведь этой же уже целых пять лет, а потому и ремонтировать смысла нет. Вероятно, таким автомеханикам вы скажете, что они сошли с ума? И это было бы справедливо и оправданно.
Тем не менее ровно такие ситуации и разговоры происходят каждый день по поводу вышедшего из строя промышленного оборудования и электронных агрегатов, которые можно было бы починить.
Почему в России так часто приходится менять оборудование
В России слишком часто оборудование, которое можно починить, заменяют новым. И образовалась эта досадная тенденция по двум причинам:
- Оборудование в РФ выходит из строя быстрее, чем в ряде других стран. Это происходит из-за нестабильности питающих энергосетей, особенно в отдаленных регионах. Из-за перепадов и резких скачков напряжения оборудование ломается в 2-3 раза быстрее.
- Недостаточное количество компетентных специалистов по ремонту промтехники.
Второй момент связан с рядом причин. Необходимость узкопрофильного образования и практического опыта при неравномерном спросе на такие услуги закономерно делает нерентабельным содержание штата таких специалистов, как и покупки и обслуживания соответствующего оборудования.
И если в других странах ремонт промышленной техники предприятия отдают на аутсорс, в России этим занимаются компании с составом из 2-5 человек. Со всеми вытекающими: недостаточно бюджета, опыта, налаженного документооборота и т.д. Зачастую в таких компаниях нет возможности довести качество обслуживания и систематизации как до принятых во всем мире стандартов, так и до ГОСТов.
Если добавить к этим двум пунктам практически отсутствующий в РФ рынок компонентного ремонта промтехники, картина вырисовывается удручающая.
Почему рынок деталей для промтехники в РФ так скуден
Ответов на этот вопрос несколько:
- Нет среды для конкуренции. Годовой объем промышленного производства РФ — это примерно 1% от общемировых объемов.
- Услуга не может похвастаться высокой маржей. Инвестиции в оборудование, обучение кадров и зарплаты требуются слишком объемные, что нивелирует преимущества даже высокорентабельных заказов.
- Рынок не сформирован, а поток заказов слаб и неоднороден.
При этом рыночные риски, ставшие в РФ уже притчей во языцех, слишком высоки, что еще больше усугубляет ситуацию. Помимо закупки оборудования и аренды/покупки помещений необходимо сформировать инфраструктуру для очистки, транспортировки, диагностики и, собственно, ремонта оборудования. Такие большие инвестиции окупаются очень медленно, что, естественно, привлекает немногих.
Поэтому техническим директорам проще и быстрее просто купить новый блок, даже если его нужно будет подождать из-за границы. Потому ремонт промышленных блоков зачастую невозможен без всестороннего и активного участия топ-менеджмента. Хотя именно технический директор должен быть заинтересован в ремонте, а не расходах на покупку новых блоков.
Как выйти из ситуации
Все это сильно тормозит и без того медленное развитие рынка ремонта промприборов. Например, в США некоторые компании покупают новое оборудование при поломках, но старое все равно ремонтируют для резерва. А в России, с одной стороны, недостаточно инженерных компаний — нет предложения, нет и спроса. А с другой стороны, предприятия не привыкли ремонтировать оборудование — нет спроса, нет и предложения.
Хотя вот он, простой и доступный способ повысить эффективность предприятий без привлечения ИИ, систем предиктивной аналитики, повсеместной цифровизации, роботизации производства и сумасшедших капиталовложений. Переход на своевременный ремонт оборудования вместо покупки нового — быстро и эффективно, что подтверждает опыт зарубежных компаний. Логично использовать этот опыт себе во благо.